Кино-CV

Этот текст написан Павлом Зальцманом для отдела кадров «Казахфильма». Сведения о том, что в Ленинграде он учился в Государственном институте искусств и Первом государственном художественном политехникуме, являются мистификацией. Не имея специального образования (официально он закончил только три последние класса школы), он не имел права преподавать даже в средних, не говоря уж о высших учебных заведениях. Как эрудит и прекрасный педагог он был востребован даже во время борьбы с космополитизмом, когда он был уволен с алма-атинской киностудии (о чем он эвфемистично говорит как о времени, когда «производство художественных фильмов здесь временно прекратилось»). Преподавательская деятельность была тогда для Зальцмана единственным источником доходов, поэтому он отговаривался, что вузовские документы были потеряны им во время эвакуации. К сожалению, эта легенда теперь воспроизводится во всех официальных биографиях художника.

Первое моё соприкосновение с работой в Советской кинематографии состоялось в 1928 году.

На летних каникулах, а затем и во время учёбы в школе, мне пришлось около полугода проработать в качестве помощника ученика у художников Егорова и Арапова на картине «Четыреста миллионов» на студии Белгоскино в Ленинграде. Это определило моё дальнейшее стремление к кино.

До этого я занимался рисованием и одновременно со школой учился театрально-декорационному делу.

С 1930 – 31 гг. работа в кинематографии делается моим основным занятием. Одновременно с учёбой в Театрально-декоративном техникуме и искусствоведческом ВУЗе (ГИИС), я, как практикант, попадаю на Ленинградскую киностудию «Ленфильм». Сперва я работаю в качестве ассистента у художников Бетаки (картина «1905 год» и Бернштама (картина «Разгром», реж. Берсенев). На последней картине я получаю для самостоятельного осуществления несколько декоративных объектов.

Затем я перехожу к совершенно самостоятельной работе, сперва над учебными фильмами. В частности делаю карт. «Физика в политехнической школе».

С конца 1931 года, еще параллельно с учёбой по линии искусствоведения, начинается моя работа в качестве художника-постановщика на художественных фильмах.

В 1931-32 г. мною сделана картина «Личное дело» (реж. братья Васильевы).

В 1932-33 г. совместно с А.А.Араповым, моим прежним учителем карт. «Анненковщина», которую я заканчивал один (реж. Берсенев).

С 1932 по 34 гг. я делаю в качестве художника-постановщика картины: «Победитель ночи» (реж.. А. Минкин) и «Частный случай» (реж.. И. Трауберг).

С 1934 года по 1935 г. я работаю над большой по объёму декорацией карт. «Лунный камень» (также с реж. А. Минкиным).

В 1935-1936 гг. мною сделаны в качестве художника-постановщика комедии «На отдыхе» (реж. Иогансон) и «Хирургия» (Чеховский сборник, реж. Фрид).

С 1936 по 1937 г. я работаю над большой картиной на военно-оборонном материале «За Советскую родину» (реж. бр. Музыкант, худож. руков. бр. Васильевы), а с 1938 по 1939 г. над одной из наиболее крупных моих работ, картиной «На границе» (реж. А. Иванов). Обе эти вещи получили в своё время высокую оценку и долго не сходили с советского экрана.

В 1940 году мною сделана картина «Переход» также с реж. А. Ивановым.

Накануне Великой Отечественной войны бала начата и во время войны закончена картина «Отец и сын», с большими декоративными сооружениями на материале Донбасса (реж. Сергеев, худрук Эрмлер).

Во время Великой Отечественной войны в Ленинграде я работал на маскировочных работах по спецзаданию АПУ при Ленсовете, затем в конце 1942 года был эвакуирован с оставшимися в живых членами семьи в Алма-Ату, на Центральную Объединенную киностудию.

Здесь я сделал в качестве художника-постановщика ряд картин.

В 1944 г. сделана «Белая роза», в 1947-1948 г. «Золотой рог».

За творческую работу над созданием казахского фильма и за воспитание молодых кадров Казахской кинематографии мною в 1944 году получена Почетная грамота Верховного совета Каз. ССР.

С 1948 по 1952 год я не работал на Алма-Атинской киностудии так как производство художественных фильмов здесь временно прекратилось. Ещё до этого периода я вел преподавательскую работу на «Ленфильме» с [практикантами из Академии художеств], в Киноактерской школе, с 1946 г. преподавал историю изобразительных искусств в Алма-Атинском Театрально-Художественном училище (до 1954 г.), в Каз. пед. институте и Каз. гос. университете (на историческом и литературном факультете), на последнем веду факультативный курс и поныне.

Затем я снова вернулся на Алма-Атинскую киностудию сперва как договорник, затем как штатный работник.

В 1953 году мною была сделана здесь в качестве художника-постановщика кинокартина «Поэма о любви» с большими декоративными сооружениями так как почти вся натура была дана в павильонных декорациях.

В 1954 году на Алма-Атинской киностудии мною была проведена работа над картиной «Дочь степей», трудоёмкой и сложной в декоративном отношении (реж. Ш. Айманов и К. Гаккель) и над картиной «Девушка-джигит» (реж. Боголюбов).

В 1955-56 гду я провел в качестве художника-постановщика совместно с моим прежним учеником Ю. Мингазитдиновым работу над картиной «Беспокойная весна» (реж. Медведкин).

Все указанные мной картины вышли на Советский экран.

Работ начатых, но по тем или иным причинам незаконченных или снятых с производства я не указываю.

В 1954 году я был назначен Гл. художником Алма-Атинской киностудии.

В настоящее время работаю над картиной «Мы здесь живем» (реж. Айманов и …?).

Алма-Ата, 1956 год