Фильмография

 

Практикант:

 

1928. «ЧЕТЫРЕСТА МИЛЛИОНОВ» («ДЖОУ ДЕ-ШЕН», «ПУТЕВОДНЫЕ ОГНИ», «ОГНИ КИТАЯ»). Режиссер Владимир Гардин.

Производство: Белгоскино/Востоккино. ч/б. Драма.

Сценарий: Владимир Гардин, Я. Бабушкин. Операторы: Давид Шлюглейт, Наум Наумов-Страж. Художники-постановщики: Владимир Егоров, Анатолий Арапов.

В ролях: Татьяна Булах, Владимир Викулин, Н. Райд, Г. Егорова-Доленко, А. Шадурский, Сергей Шишко), Л. Добровольский, Чу Ше-ван, Син Шу-тин, Чжан Дин-Дуй. О кантонском восстании 1927 года, поднятом китайскими рабочими против двойного гнета национальной и иностранной буржуазии.

Фильм не сохранился.

 

Ассистент художника:

 

1930. «ДВЕ СИЛЫ» («1905 ГОД», «БАРОМЕТР ПОКАЗЫВАЕТ БУРЮ»). Режиссер Ной Галкин.

Производство: Ленсоюзкино. Ч/б, 49 мин. Историко-революционный фильм.

Сценарий: Михаил Блейман, Ной Галкин, Лев Константиновский, Дмитрий Сверчков.

Оператор: Леопольд Вериго-Даровский. Художник: Павел Бетаки.

В ролях: Константин Каренин, Александр Антонов, Лев Константиновский, Василий Аристов.

Эпизоды революции 1905 года: возникновение в ряде городов Советов рабочих депутатов, восстание в крепости Кушка и др.

Фильм не сохранился.

 

1931. «РАЗГРОМ». Режиссер Николай Береснев.

Ленсоюзкино. Драма. Ч/б.

Сценарий: Николай Береснев, Юрий Лаптев. Оператор: Александр Сигаев. Художник: Федор Бернштам.

В ролях: Виктор Яблонский, Иван Юдин, Петр Савин, Касим Мухутдинов, Николай Хрящиков, Людмила Семенова, Леонид Клочков.

По мотивам одноименного романа А.Фадеева.

 

Художник-постановщик:

 

1931. Учебный фильм «ФИЗИКА В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ» .

Ленинградская киностудия.

 

1932. «ЛИЧНОЕ ДЕЛО» («ТРЕВОЖНЫЕ ГУДКИ»). Режиссеры Сергей и Георгий Васильевы.

73 мин., немой, ч/б, Ленсоюзкино. Драма.

Производство: Ленсоюзкино. 73 мин., немой, ч/б, Драма.

Сценарий: Александр Чирков, оператор: Святослав Беляев, художники:

Павел Зальцман, Семен Мейнкин.

В ролях: Николай Ходотов, Константин Назаренко, Варвара Мясникова, П. Эльский, Сергей Бармичев, В. Семенов, Г. Боровков, Константин Мухутдинов, М. Оржицкая, Е. Лужский, Андрей Апсолон.

Лучший звонарь церкви Федор Кузьмич Штуков становится передовиком производства на судостроительном заводе. Близкие пытаются уговорить Федора забыть про церковь, но напрасно. Но когда заводу позарез понадобился металл, Штуков поддерживает предложение отдать на переплавку церковный колокол, и судно в срок подготовлено к спуску.
В 1977 году на студии «Ленфильм» по негативным срезкам фильма и режиссерскому сценарию, которые сохранились у ассистента режиссеров Васильевых Варвары Мясниковой (сам фильм до нас не дошел) был сделан фотофильм, подробно и полно воспроизводивший картину 1932 года. Хранится в Госфильмофонде.

 

1932. «ПОБЕДИТЕЛИ НОЧИ». («О походе «Малыгина» в 1931 году»). Режиссеры Адольф Минкин, Игорь Сорохтин.

Производство: Росфильм (Л.) 95 мин., звуковой, ч/б. Киноочерк. Фильм не сохранился.

Сценарий: Владимир Недоброво; оператор: Федор Зандберг, Павел Палей; художники: Павел Зальцман, Эльза Раппопорт; композитор: Борис Арапов; звукорежиссер: Иван Дмитриев.

В ролях: Илларион Певцов, Василий Софронов, Серафим Азанчевский, Андрей Костричкин, Геннадий Мичурин, Михаил Царев.

О советских исследователях Арктики. В основу сюжета взят рейс ледокола «Малыгин» к земле Франца-Иосифа летом 1931 года. Наряду с игровыми эпизодами были использованы кадры кинохроники. Фильм не сохранился.

 

1933. «ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ». («ЮНОСТЬ», «КАРЬЕРИСТ»). Режиссер Илья Трауберг.

Производство СОВКИНО (Ленинград) или Ленсоюзфильм. 75 мин., немой, ч/б. Драма. Фильм не сохранился

Сценарий: Илья Трауберг, Николай Чуковский; оператор: Вениамин Левитин; художник: Павел Зальцман.

В ролях: Николай Мичурин, Николай Крючков, Александр Мельников, Сергей Поначевный, Евгения Пырялова, Александр Брянцев, Софья Магарилл, Олег Жаков.

О борьбе с вредителями, пробравшимися в среду советских ученых. Фильм не сохранился.

 

1933. «АННЕНКОВЩИНА». Режиссер Николай Береснев.

Производство: Ленсоюзфильм 115 мин., звуковой, ч/б. Драма.

Сценарий: Николай Береснев; операторы: Александр Сигаев, Александр Ксенофонтов; художники: Анатолий Арапов, Павел Зальцман; композитор: Дмитрий Астраданцев; звукорежиссеры: Александр Беккер, В. Юдицкий.

В ролях: Борис Ливанов, Владимир Гардин, Владимир Таскин, Андрей Костричкин, Н. Поздняков, В. Бокарев, Лидия Трактина.

О борьбе советских партизан и Красной Армии в годы гражданской войны против белогвардейских банд атамана Анненкова.

Новая редакция 1936 года, 73 минуты.

 

1935. «ЛУННЫЙ КАМЕНЬ». («ПАМИР»). Режиссеры Адольф Минкин, Игорь Сорохтин.

Производство: Ленфильм. 65 мин., ч/б. Приключенческий.

Сценарий: Владимир Недоброво; операторы: Федор Зандберг, Вениамин

Левитин; художники: Павел Зальцман, Наум Фишман; композитор: Борис Арапов; звукорежиссер: Николай Даболин.

В ролях: Юрий Толубеев, Геннадий Мичурин, Соломон Михоэлс, Константин Адашевский, Яков Малютин.

О самоотверженном труде русских геологов в начале века. Приключенческий фильм. Памир 1912 год. Русский ученый Иван Попов обнаруживает залежи породы редчайшего «лунного камня». В годы Советской власти в эти места направляется новая экспедиция Академии наук СССР. Ученых ожидают опасные и невероятные приключения.

 

1936. «НА ОТДЫХЕ». Режиссер Эдуард Иогансон.

Производство: Ленфильм. 61 мин., ч/б. Комедия.

Сценарий: Евгений Шварц, Николай Олейников; оператор: Георгий Филатов; художник: Павел Зальцман; композитор: Иван Дзержинский; звукорежиссер: Виктор Муравьев.

В ролях: Нина Зверева, Юрий Толубеев, Владимир Сладкопевцев, Татьяна Гурецкая, Ефим Альтус, Сергей Поначевный, Георгий Орлов, Николай Лапин.

Забавная история, происшедшая летом на курорте, где отдыхающие друзья – известные полярный исследователь и летчик – скрывают свои истинные профессии.

 

1937. «ЗА СОВЕТСКУЮ РОДИНУ». («ПАДЕНИЕ КИМАС-ОЗЕРА», «ПОХОД АНТИКАЙНЕНА»). Режиссеры Рафаил и Юрий Музыкант.

Производство: Ленфильм. 88 мин., ч/б. Драма.

Сценарий: Геннадий Фиш, Рафаил и Юрий Музыкант (по повести Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера»), оператор: Евгений Величко; художники: Павел Зальцман, Михаил Цыбасов; композитор: Алексей Животов; звукорежиссеры: Петр и Глеб Вицинские.

В ролях: Олег Жаков, Иван Чувелев, Иван Селянин, Петр Кириллов, Петр Алейников, Николай Крючков, Николай Черкасов.

Действие фильма происходит в 1921 году на советско-финской границе. Шюцкоровские отряды ворвались в Карелию, убивают советских активистов, сжигают дома. В тыл противника с особым заданием – уничтожить штаб белофиннов на Кимас-озере – направлен отряд советских курсантов под командованием Тойво Антикайнена.

 

1938. «НА ГРАНИЦЕ». Режиссер Александр Иванов.

Производство: Ленфильм. 104 мин., ч/б. Драма.

Сценарий: Александр Иванов; оператор: Владимир Раппопорт; художник: Павел Зальцман; композитор: Венедикт Пушков; звукорежиссер: Андрей Гаврюшев.

В ролях: Николай Крючков, Елена Тяпкина, Зоя Федорова, Степан Крылов, Эраст Гарин, Юрий Лавров, Николай Виноградов.

По одноименному роману Петра Павленко. О борьбе дальневосточных пограничников и мирных жителей с нарушителями границы. Советский Дальний Восток и Маньчжоу-Го разделяет пограничная река, по одну сторону которой в небольшой маньчжурской деревне обосновались русские белогвардейцы, на противоположном берегу живет семья Власовых. Желая уничтожить Власовых, в их дом проникают белогвардейцы. На помощь приходит отpяд бойцов во главе с капитаном погранзаставы Тарасовым. Начинается долгий изнурительный бой…

 

1939. «ХИРУРГИЯ». Режиссер Ян Фрид.

Производство: Ленфильм. 37 мин., ч/б. Комедия.

Сценарий: Ян Фрид; оператор: Соломон Беленький; художники: Павел Зальцман, Семен Малкин; композитор: Николай Тимофеев; звукорежиссер: Константин Гордон.

В ролях: Иван Москвин, Игорь Ильинский, Екатерина Корчагина-Александровская, Василий Меркурьев, Валентина Телегина.

Комедия по мотивам рассказов А.П. Чехова «Хирургия» и «Сельские эскулапы».

 

1940. «ПЕРЕХОД». Режиссер Александр Иванов.

Производство: Ленфильм. 74 мин., ч/б. Военный фильм.

Сценарий: Семен Полоцкий, Матвей Тевелев; оператор: Евгений Величко; художник: Павел Зальцман; композиторы: Борис Арапов, Гавриил Попов; звукорежиссер: Андрей Гаврюшев.

В ролях: Степан Крылов, Юлия Предтеченская, Николай Виноградов, Георгий Колосов, Владимир Волчик.

О героическом переходе отряда Красной Армии через Памир на помощь населению таджикского кишлака, пострадавшего от землетрясения.

История кишлака одного из отдаленных районов горного Памира, в котором находится пограничная заставы. В результате землетрясения он оказывается отрезан от близлежащих районов. Воспользовавшись безвыходным положением пограничников, банда басмачей нападает на горстку красноармейцев. Экспедиционный отряд Красной Армии, совершающий переход через горы, считавшиеся до сих пор непроходимыми, приходит на помощь погранзаставе.

 

1941. «ОТЕЦ И СЫН». («ВАГОН УХОДИТ НА ЗАРЕ»). Режиссеры Олег Сергеев, Сергей Якушев.

Производство: Ленфильм. 80 мин., ч/б. Драма.

Сценарий: Николай Сотников, Борис Бродянский, Борис Чирсков; оператор: Анатолий Назаро; художник: Павел Зальцман; композитор: Борис Гольц; звукорежиссер: Петр Вицинский.

В ролях: Константин Скоробогатов, Владимир Честноков, С. Кириллова, Константин Адашевский, Александра Панова, Лариса Емельянцева, Борис Жуковский, Михаил Екатерининский.

Производственная драма о соперничестве между отцом – приверженцем традиционных методов плавки металла и сыном-новатором.

Фильм был завершен перед началом войны и проката не имел.

 

1943. «БЕЛАЯ РОЗА». Режиссёр Ефим Арон.

Производство: ЦОКС (Алма-Ата).

Сценарий: Валентин Морозов, Кабыш Сиранов; оператор: Фёдор Фирсов; композитор: Оскар Сандлер; художники: Павел Зальцман, Моисей Левин.

В ролях: Н. Топалова, Шакен Айманов, Серке Кожамкулов (Сералы Кожамкулов), Амина Умурзакова.
Лирическая комедия о любви молодой колхозницы и раненого офицера. Документов, запрещающих фильм, разыскать не удалось. Из заключения ГФФ: «Тема послужила авторам фильма лишь предлогом для использования традиционного сюжета — соперничества нескольких юношей, влюбленных в одну девушку». В ГФФ копия фильма не сохранилась.

 

1948. «ЗОЛОТОЙ РОГ». Режиссёр Ефим Арон.

Производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов.

Сценарий: С. Шатрова; оператор: Александр Петров, композитор: М. Тулубаев; художник

Павел Зальцман.

В ролях: Шакен Айманов, Пётр Алейников, Ляйля Галимжанова, Рахия Койчубаева, Елубай (Елеубай) Умурзаков, Серке (Сералы) Кожамкулов, Калыбек Куанышбаев, Аркадий Аркадьев, Капан Бадыров, Азербайжан Мамбетов

Производственная драма об искусственном осеменении овец спермой диких баранов и разворачивающейся на этом фоне любви передовых чабанов.

 

1953. «ПОЭМА О ЛЮБВИ». Режиссеры Шакен Айманов, Карл Гаккель.

Производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов.

Сценарий: Габит Мусрепов, оператор: Михаил Аранышев, художник: Павел Зальцман.

В ролях: Т. Аргимбеков, Шолпан Джандарбекова, Нурмухан Жантурин, Серке Кожамкулов.

В основу фильма положена народная легенда, повествующая о любви бедного охотника и дочери бая. Конец трагический – девушка кончает собой на могиле убитого богатым соперником возлюбленного.

 

1954. «ДОЧЬ СТЕПЕЙ». Режиссеры Шакен Айманов, Карл Гаккель.

Производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов.

Сценарий: Роман Фатуев; оператор: Михаил Аранышев; композитор: Евгений Брусиловский; художник: Павел Зальцман.

В ролях: Замзагуль Шарипова, Светлана Назарова, Ердан Таныбеков, Ж. Огузбаев, Сералы (Серке) Кожамкулов, Елюбай (Елеубай) Умурзаков, Нурмухан Жантурин, Сайфулла Тельгараев.

О судьбе простой казахской женщины, прошедшей путь от батрачки до научного работника. Первые годы Советской власти: чабан Молбагар покупает девушку-сироту Нуржамал за согласие провести горными тропами за границу отары Актамбая, укрывающего богатство от неумолимо надвигающейся Советской власти. Но так как она не хочет за него замуж, Молгабар помогает ей бежать из стана Актамбая. Проходят годы: Нуржамал, окончив медицинский институт, возвращается в родной аул. Работая в нём врачом, она исследует целебные свойства некоторых трав. Когда наступает война, Нуржамал направляется на фронт, где успешно применяет открытый ею препарат для лечения ран. Послевоенные годы: в аудитории мединститута, куда много лет назад училась Нуржамал, она читает с профессорской кафедры лекции студентам.

 

1955. «ДЕВУШКА-ДЖИГИТ». Режиссер Павел Боголюбов.

Производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов. Музыкальная комедия.

Сценарий: Владимир Абызов, Шахмет Хусаинов; операторы: Виктор Масленников, Петр Сатуновский; композитор: Василий Соловьев-Седой; художник: Павел Зальцман.

В ролях: Лола Абдукаримова-Ашрапова, Кененбай Кожабеков, Мухтар Бахтыгереев, Игорь Боголюбов, Бикен Римова, Варвара Сошальская-Розалион, Анатолий Алексеев, Сабира Майканова, Константин Старостин, Юрий Боголюбов, Мулюк Суртубаев, Сайфулла Тельгараев, Амина Умурзакова.

Молодой колхозный коневод Айдар и старшая табунщица конезавода Галия давно любят друг друга. В интриге фильма участвуют завмаг Ангарбай, влюблённый в Галию, и председатель колхоза, отец Айдара, не выделяющий средства на покупку племенных лошадей, как хотели бы молодые колхозники. На скачках атмосфера накаляется, но после ряда случайностей недоразумение между любимыми ликвидируется. Фильм заканчивается покупкой племенных лошадей для колхоза и веселым свадебным праздником.

 

1956. «МЫ ЗДЕСЬ ЖИВЁМ». Режиссер Шакен Айманов.

Производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов. Сценарий: Владимир Абызов, Михаил Блейман, Шахмет Хусаинов; оператор: Марк Беркович; композитор: Александр Зацепин; художник: Павел Зальцман, Юда Вайншток.

В ролях: Константин Барташевич, Шахан Мусин, Замзагуль Шарипова, Идрис Ногайбаев, Шакен Айманов (Беисов), Лев Фричинский, Лола Абдукаримова.

Фильм о становлении крупного зерносовхоза в глухой казахстанской степи, о борьбе ретроградов с крепнущим коллективом молодых целинников

 

1956. «БЕСПОКОЙНАЯ ВЕСНА». Режиссер Александр Медведкин.

Производство: Алма-Атинская студия художественных и документальных фильмов.

Сценарий: Александр Медведкин; оператор: Виктор Масленников; композиторы: Евгений Брусиловский, Бахитжан Байкадамов; художники: Павел Зальцман, Юрий Мингазитдинов.

В ролях: Сергей Гурзо (старший), Идрис Ногайбаев, Нина Гребешкова, Мухтар Бахтыгереев, Владимир Борискин, Кененбай Кожабеков, Владимир Тягушев, Римма Шорохова, Иван Лобызовский.

О формировании характера юноши, участника борьбы за хлеб на целине. В группе комсомольцев, основавшей совхоз на целинных землях Казахстана, неприятно выделяется легкомысленный, франтоватый парень Женька Омега. Руководство совхоза и товарищи понимают, что Омеге нельзя доверить трактор, и его назначают водовозом. Идет время. Омега начинает проникаться уважением к своей профессии. Любимая им девушка Ольга отдает свое сердце молодому трактористу, казаху Идрису, но неудачная любовь не ломает Омегу, и, став наконец трактористом, он ликующе вспахивает последнюю борозду на целине.

 

1957. «БОТАГОЗ». Режиссер Ефим Арон.

Производство: Алмаатинская киностудия художественных и хроникальных фильмов.

Сценарий: А. Филиппов, Мади Хасенов (при участии Ефима Арона); операторы: Исаак Гитлевич, Б. Сигов; художник: Павел Зальцман; композитор: Анатолий Бычков, Г. Гризбил; звукооператор: Борис Левкович.

В ролях: Гульфайрус Исмаилова, Асанали Ашимов, Нина Гребешкова, Калибек Куанышпаев, Василий Макаров, Идрис Ногайбаев, Мулюк Суртубаев.

По одноименной повести Сабита Муканова.
О судьбе стойкой девушки Ботагоз в трудные пред- и после революционные годы. Ботагоз отвергла домогательства волостного управляющего и тем навлекла гонения на весь свой род. Проклятая сородичами девушка ушла работать в каменоломне, не переставая мечтать о счастье и справедливости и надеться на встречу со своим любимым, учителем Аскаром, который был арестован за революционную пропаганду. И после революции герои фильма вновь встречаются – дядя Ботагоз, теперь уже красный командир Амантай, комиссар Аскар и его подруга – мужественная и смелая Ботагоз. И все они продолжают борьбу с остатками контрреволюции.

 

1959. «НА ДИКОМ БРЕГЕ ИРТЫША». Режиссер Ефим Арон.

Производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов. Сценарий: Шахмет Хусаинов, Владимир Абызов; оператор: Марк Беркович: художник Павел Зальцман; композитор: Газиза Жубанова, звукооператоры: Борис Левкович, Стефан Першин

О жизни и героическом труде строителей Иртышской ГЭС, стремящихся ускорить сроки окончания стройки, чтобы как можно быстрее снабдить электроэнергией промышленные объекты. Кто-то из них экспансивен и прибегает к риску, авралу и штурмовщине;

другой отстаивает приоритет технологического процесса, ища выход в его преобразовании и усовершенствовании; третий делает ставку на повышение творческой инициативы людей. Но преданные делу строителеи тоже совершают порой ошибки, к тому же, среди них есть иждивенцы и потребители.

 

1960. «ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ». Режиссер Александр Гинцбург, Эмир Файк.

Производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов. Сценарий: Александр Гинцбург; оператор: Искандер Тынышпаев; художники: Павел Зальцман, Виктор Леднев; композитор: Евгений Брусиловский; звукооператоры: Григорий Мирошниченко, Евангелина Додонова.

О жизни и труде целинников и их семейных драмах. Колонна грузовиков с зерном попадает в метель, и среди них – легковая машина с бывшей женой одного из водителей-целинников и её нынешним мужем. В процессе спасения зерна выявляются истинные лица персонажей, и бывшая жена возвращается от нового мужа, труса и мерзавца, к предыдущему, настоящему мужественному целиннику.

 

1961. «ПЕСНЯ ЗОВЁТ». Режиссер Шакен Айманов.

Производство: Казахфильм

Сценарий: Маро Ерзинкян; оператор: Марк Беркович; художник: Павел Зальцман; композитор: Александр Зацепин; звукооператор: Евангелина Додонова.

В ролях: Мурат Абдуллин, Асанали Ашимов (Тойбазар), Роза Мухамедьярова, Ермек Серкебаев.

Известный певец Досай Нурланов по недоразумению попадает в «Поющий аул» (это шутливое название колхоза) и становится свидетелем его растущей культуры. В ауле живёт талантливая девушка Айгуль – прекрасная работница на колхозных полях, вожак молодежи, мечтающая создать в родном колхозе свой театр. Певец воодушевлён и становится руководителем народного театра.

 

1962. «ПЕРЕКРЁСТОК». Режиссер Шакен Айманов.

Производство: Казахфильм.

Сценарий: Ольга Бондаренко, Николай Бондаренко; операторы: Михаил Аранышев, Искандер Тынышпаев; композитор: Садык Мухамеджанов; художник: Павел Зальцман; звукооператор: Стефан Першин.

В ролях: Фарида Шарипова, Асанали Ашимов, Леонид Чубаров, Клавдия Хабарова, Владимир Сошальский, Л. Тастанова, Г. Эльвейн, Шахан Мусин, Евгений Диордиев, П. Морозов, Шара Джандарбекова, Р. Койчубаева, Юрий Померанцев, С. Телгораев, А. Кириллов, Игорь Вовнянко, Евгений Попов, М. Абдуллин, В. Голяшевич, А. Скрипко, Любовь Соколова, Алексей Бахарь.

Врач Галия Исмаилова работает дежурной на скорой помощи. Однажды на срочный вызов она и её шофёр, понимая необходимость спасения жизни человека, выезжают на неисправной машине. По пути отказывают тормоза, и под колёсами их машины гибнет пьяный. Шофера осуждают на тюремный срок. Судья – любимый человек Галии Искандер. Между Галией и Искандером возникает конфликт.

 

1965. «ТАМ, ГДЕ ЦВЕТУТ ЭДЕЛЬВЕЙСЫ». Режиссер Ефим Арон, Шарип Бейсембаев.

Производство: Киностудия «Казахфильм»

Сценарий: Сергей Мартьянов, Ефим Арон; операторы: Абильтай Кастеев, Б. Якупов; художник: Павел Зальцман; композитор Анатолий Бычков, звукооператор: Григорий Мирошниченко.

В ролях: Валерий Косенков, Лилия Шарапова, Капан Бадыров, Любовь Калюжная, Валерий Носик, Елюбай (Елеубай) Умурзаков.

Высокогорная пограничная застава. Там действительно цветут эдельвейсы. Однажды горный цветок стал причиной ложной тревоги – испытанием, которое выдержал сержант Сундетбаев и вся застава. Но тревоги бывали не всегда ложными.

 

1966. «ПО ЗАКОНУ СОХРАНЕНИЯ ДУМ». Режиссёр Арарат Машанов. Казахфильм. Документальный фильм.

«По закону сохранения дум, по закону сохраненья радости» – цитата из стихотворения Олжаса Сулейменова. Фильм построен на параллелях размышлений трёх художников об истории казахского народа: поэтических – Олжаса Сулейменова, который настойчиво ищет истоки своего творчества, напряженно изучает родную историю; акварелей Павла Зальцмана, размышляющего о взлёте изысканной и интеллектуальной цивилизованности и её страшной гибели; и музыки Нургисы Тлендиева.

 

1967. «РЕПЕТИЦИЯ». Режиссёр Арарат Машанов. Казахфильм. Документальный фильм.

Документальный фильм. Поиск выразительных средств для «документирования» процесса творчества, постижения духовного мира художника.

 

1969. «МЕЛОДИИ КАЗАХСТАНА». Казахфильм.

 

1970. «АЛЬ-ФАРАБИ». Казахфильм.

 

1973. «ЗИМА НЕ ПОЛЕВОЙ СЕЗОН» («ПРЫЖОК В НЕИЗВЕСТНОЕ», «КАК Я БЫЛ ЙОГОМ»). Режиссёр Юрий Пискунов.

Производство: Казахфильм. Драма.

Сценарий: Олжас Сулейменов; оператор: Энуар Даулбаев; композитор: Эдуард Богушевский; художник: Павел Зальцман.

В ролях: Макиль Куланбаев, Куман Тастанбеков, Олег Афанасьев, Борис Гитин, Раиса Мухамедьярова, Т. Дергачева, И. Тынышбаев, А. Батырбекова

Кариев не может защитить кандидатскую диссертацию, так как не имеет для своей идеи необходимого теоретического обоснования. Молодые геологи – Куров, Мухамедов и Сараев, работавшие в геологической партии под руководством Кариева, помогают ему, проявив способность решать крупные научные проблемы.

 

1975. «АРИСТОТЕЛЬ ВОСТОКА». Казахфильм.

 

1976. «БРОСОК, ИЛИ ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ В СУББОТУ». Режиссер Серик Райбаев.

Производство: Казахфильм.

Сценарий: Феликс Французов, Александр Шлепянов; оператор: Михаил Аранышев; композитор: Александр Зацепин; художник: Павел Зальцман.

В ролях: Есболган Жайсанбаев, Асанали Ашимов, Галина Шетенова, Лев Темкин.

Экранизация фантастической повести Кира Булычева «Умение кидать мяч» о реализации человеческих способностей. Герой фильма — обыкновенный «середнячок», никогда не блиставший способностями к спорту, вдруг обретает способность с абсолютной точностью кидать предметы. Он пытается стать баскетболистом…

 

1977. «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ».

В списках Казахфильма эта лента не значится, видимо, производство не было завершено.

 

1978. «СОЛНЕЧНЫЙ ГОЛОС». Режиссер Юрий Пискунов.

Производство: Киностудия «Казахфильм»

Сценарий: Н. Бабошин, оператор: Марат Дуганов; художник: Павел Зальцман: композитор Эдуард Богушевский, звукооператор: Алим Байгарин.

Фильм посвящен творчеству выдающейся казахской певицы, народной артистки СССР, Лауреата Государственной премии СССР и Казахской ССР Бибигуль Тулегеновой.
В фильме звучат народные и эстрадные песни, арии из опер, представлены известные деятели культуры: Галина Серебрякова, Ермек Серкебаев, – они делятся своими впечатлениями о таланте певицы и ее жизни.

 

1981. «ПРОЩАЙ, КРАСАВИЦА». Режиссер Виктор Пусурманов.

Производство: Киностудия «Казахфильм»

Сценарий: Карим Танаев; оператор Марат Дуганов; художник Павел Зальцман, композитор: Нургиса Тлендиев; звукооператор: Жаныбек Мухамедханов.

В ролях: Досхан Жолжаксынов, Т. Мейрамов, Венера Ибрагимова, Болат Калымбетов,

Ж. Медетбаев, Тамара Косубаева, Бикен Римова, Касым Жакибаев, Р. Хакимова.

Лирическая комедия из жизни казахского села. О влиянии художественной самодеятельности на формирование духовной жизни односельчан.